Стили садов

Французский стиль (регулярный) – предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Идеи классицизма отражены в искусстве создания таких творений, как парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и особенно Версаля.

Парковые ансамбли создавали прекрасную обстановку дворцовых резиденций, были блестящей декорацией для дворцовых торжеств. И сейчас регулярный стиль используют там, где хотят внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность. Эмоциональная особенность стиля - приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность.

Английский стиль (пейзажный) - в противоположность регулярному - вводит в сад окружающий ландшафт. В нем все кажется естественным, природным. Асимметричная компоновка гармонизирует человека с природой. Каждый участок может быть решен с учетом его естественных ландшафтных качеств. Можно свободно увидеть каждый объект ландшафта и получить удовольствие от него самого и его сочетания с другими элементами ландшафта. В таком саду растения, не равные по величине и форме, размещаются так, что уравновешивают друг друга. Поэтому для маленького садового участка оно естественнее.

Итальянский стиль - вариант регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Площадка итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными и прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или мощеная площадка. Клумбы и водоемы правильной геометрической формы - круг, овал, квадрат. Скульптура - неотъемлемый атрибут итальянского стиля, придает оформлению фонтанов, гротов, цветников, аллей сильное эмоциональное звучание. Деревья и кустарники в итальянских парках обычно стригут в форме куба или шара.

Стиль модерн – девиз – «чем меньше, тем лучше». Сад формируется как открытая комната, примыкающая к дому, строгая, лишенная украшений. Образ сада соответствует пониманию архитектуры дома как «машины для жилья», поэтому в нем присутствует спорт: плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Аксессуары допускаются ограниченно. Строгие линии здания сочетаются с архитектурными формами растений: крупнолистная хоста и остроконечные пики гладиолусов или декоративных трав. Цвета чистые и свежие, детали - строго контрастные. Контейнеры для растений в виде бетонных емкостей или терракотовых горшков, простых по форме. Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком с чередованием светлых и темных тонов, возможны вставки из гальки. Мебель - классический модерн строгих линий, без украшений, из современных материалов - пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но не придерживающаяся симметрии.

Японский сад невелик по площади, каждая деталь имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада - ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. Японские садовые мастера воспроизводят природу на небольшом участке ограниченными средствами. Японский сад при доме устраивается не для прогулки, а только для пассивного созерцания с определенной точки, обычно из окна или веранды дома. Он должен рассматриваться как живописная картина в отличие от других садов, где весь ландшафт сада раскрывается постепенно, по мере движения по саду.

В деревенском стиле (кантри) сад оформляется растениями, за которым не нужен особый уход. Цветники такого сада немного небрежны, но все равно великолепны и красочны. Растения подбираются со стабильной декоративностью и занимают в цветниках наибольшую площадь (хосты, астильбы, лилейники, лабазники, бузульники и т.д.). Высокими фоновыми растениями могут быть мальвы, волжанки, наперстянка, ворсовальная шишка и т.д. Обязательно присутствие малых архитектурных форм в виде плетня и других атрибутов деревенского стиля.

Геопластика может решаться без применения живого материала. Утесы, холмы, горы ближнего, среднего и дальнего плана, камни, изображающие морской берег, галька и песок как символ реки могут создать сложные пейзажи, где направление течения воды и акцентирование деталей (обычно в одну сторону - слева направо) придают композиции определенный смысл. Сочетание разнообразных камней создает определенное эмоциональное восприятие. Вертикально стоящий камень обозначает крутые горы, булыжник - мягкие склоны, речная галька изображает реку, морская галька - море. Форме водоема тоже придается определенный символический смысл.